Персональный сайт воспитателя Трофимовой Татьяны Николаевны

Организация развивающей предметно – пространственной среды, как фактор художественно – эстетического развития детей раннего возраста.

Организация развивающей предметно – пространственной среды, как фактор художественно – эстетического развития детей раннего возраста.

СЛАЙД 2

«Получить в детстве начало эстетического воспитания –

значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству»

Н. А. Ветлугина 

В наше время проблема художественно-эстетического развития личности ребенка, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Художественно – эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.

Чтобы ребенок стал творческой личностью, именно с раннего возраста необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность, оригинальность и неповторимость окружающего мира. Чем раньше ребенок попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. По мнению В.А. Сухомлинского “если вы сумеете научить ребенка в младенческие, отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств”. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития: он овладевает многими движениями, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, пластилином; ребенок начинает небезразлично относиться к окружающей обстановке, к своему внешнему виду; малыш уже предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.

СЛАЙД 3

В соответствие с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает следующие направления работы:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,  музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и  др.).

СЛАЙД 4

Художественно-эстетическое  развитие в нашем детском саду осуществляется по таким направлениям, как:

· разработка и реализация содержания образования (реализуются рабочие программы воспитателей 2 группы раннего возраста и первой младшей группы, составленные на основе примерной основной общеобразовательной программы «Детство» / под редакцией Т.И. Бабабевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, 2014 год; специально организованное обучение осуществляется посредством занятий по рисованию (используются как традиционные приёмы и методики, так и работа с нетрадиционными материалами: рисование ватными палочками, рисование кусочками поролона, пальчиковое рисование, рисование ладошками, рисование по крупе, аппликация крупой, аппликация салфетками и другие техники), лепке, аппликации (сухая аппликация), конструирование)

· создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение - используются такие педагогические технологии и методические разработки как: раздел «Чтение худ. литературы» - Л.Е.Лебедевой «Добрые досуги по произведениям детских писателей», Л.М.Гурович «Ребенок и книга»; раздел «Художественное творчество» - Л.В.Куцаковой «Конструирование и художественный труд», Н.Н. Леоновой «Художественное творчество. По программе «Детство», Г.И. Винниковой «Занятия с детьми 2-3 лет. ИЗО, художественная литература»;);

· создание условий для самостоятельной деятельности детей (развивающая предметно-пространственная среда);

· организация учебно-воспитательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями в соответствие с циклограммами, разработанными на каждую возрастную группу).

СЛАЙД 5

Для успешной реализации задач художественно-эстетического развития создаются следующие условия:

· тесная связь с искусством;

· индивидуальный и дифференцированный подход к детям;

· взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности;

· целенаправленная работа по освоению детьми доступных им средств художественной выразительности;

· интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей;

· создание эстетической развивающей среды.

Мы считаем, что одним из важнейших направлений художественно-эстетического развития и фактором успешного развития творческих способностей детей раннего возраста является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая:

· учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

·  дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности воспитанников групп;

· воспитывает эстетический вкус у дошкольников;

· предоставляет каждому ребенку свободу в выборе деятельности;

· учитывает «зону актуального развития»;

· предполагает комфортную психологическую обстановку;

· активизирует самостоятельное решение детьми задач без предварительного обучения;

· способствует раннему физическому и интеллектуальному развитию детей.

СЛАЙД 6

Развивающую предметно-пространственную среду можно условно разделить на МИКРОСРЕДУ (внутренне оформление и наполнение помещений) и МАКРОСРЕДУ (ближайшее окружение детского сада).

Микросреданашего корпуса наполнена оборудованием, которое соответствует требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетичности и развития. Для внутреннего дизайна помещений и  групп, используются спокойные тона. Мебель в группах соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать — это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещениях групп подвесных модулей и цветовых каскадов, создают эстетическую атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Пространство групп организовано в виде «центров», оснащенных доступными детям игрушками, играми, оборудованием и материалами.

Такая организация позволяет нашим воспитанникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

СЛАЙД 7

«Центры театрально-музыкальной деятельности». Ребенок – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра (пальчиковый, плоскостной, настольный). Центры музакально-театральной деятельности — один из активных секторов в наших группах. Все материалы и оборудование располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
Имеются атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр, для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов, для показа детям инсценировок по сказкам, для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

СЛАЙД 8

«Центры ряжения».В наших группах есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность.

СЛАЙД 9

«Центры книги».Самым доступным и эффективным способом художественно-эстетического развития детей является чтение. В группах имеются детские книги доступных литературных жанров: сказки, стихотворения, загадки; большие, средние  и маленькие  с нарисованными иллюстрациями и звуковыми кнопками, книжки-раскладушки.

Мы даем детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:

· знакомим с уголком книги, его устройством и назначением,

· приучаем рассматривать книги и картинки только рядом с уголком, сидя за столиком;

· сообщаем правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

СЛАЙД 10

«Центры воды и песка». Данные центры помогают организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, развиваем мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка). 

СЛАЙД 11

«Центры сенсорного развития». У детей 2-3 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук, сформированности представлений о форме, величине, цвете предметов, поэтому мы активно применяем сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики используются игры с прищепками, различного рода шнуровки, дидактические игры, оборудование и материалы.

СЛАЙД 12

«Центры творчества». В уголках по художественному творчеству в наличии имеются: альбомы, цветная бумага, картон разных видов, карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, кисточки, стаканчики-непроливашки, пластилин, дощечки для работы с пластилином, разные виды трафаретов, мелки цветные, мелки восковые, разные виды бросового материала, которые используются в самостоятельной и совместной деятельности по художественному творчеству

СЛАЙД 13

«Выставки творчества». Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник. Участие в творческих выставках родителей воспитанников стало традицией нашего корпуса, что привело к положительным результатам – родители стали проявлять активный интерес и участвовать в благоустройстве групп и прогулочных участков. Руками родителей изготовлено много разнообразного нестандартного оборудования.

СЛАЙД 14

Хочется остановиться подробнее на работе с родителями.

«Информационные уголки для родителей». Каждая семья, в которой есть ребенок, нуждается в знаниях по воспитанию детей. Повышение педагогической культуры и просвещение родителей являются важными задачами детского сада. Наглядным средством взаимодействия воспитателей с семьей является оформление родительского уголка в детском саду. В нем педагоги знакомят родителей с методами воспитания, помогают им советами и консультациями, представляют важную информацию по основам художественно-эстетического развития малышей. Хочется еще раз подчеркнуть что гораздо больших успехов можно добиться в сотрудничестве с родителями.

СЛАЙД 15

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает творчество как предпосылку формирования базиса личностной культуры. Творческий ребенок – это успешный ребенок. В группах корпуса совместная с родителями работа по художественному творчеству начинается ещё в адаптационный период. Стали традиционными в этот период занятия клуба «Выходного дня».  Эти занятия позволяют нам не только начать работу по формированию интереса детей к художественному творчеству, но и создать положительный эмоциональный фон в отношении между детьми, педагогами и родителями.

СЛАЙД 16

Макросреда . Правильно спланированный, хорошо озелененный и эстетично оформленный прогулочный участок также является важнейшим условием художественно-эстетического развития дошкольников. На участках организуется ежедневное наблюдение за красотой и изменениями живой и неживой природы в разные времена года. Полученные яркие впечатления надолго остаются в памяти детей, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру, эстетическому вкусу.

СЛАЙД 17

Подводя итоги, хочется сказать: « Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события. Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях. Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться. Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов.

У талантливых педагогов – талантливые дети.

6 ноября 2017 в 22:28

Прикреплённые файлы:

Документ: Организация развивающей предметно – пространственной среды, как фактор художественно – эстетического развития детей раннего возраста.

Описание файла:

Файл называется: konferencija1_r1mii.pptx

Это официальный файл организации «Персональный сайт воспитателя Трофимовой Татьяны Николаевны», в нём содержится Организация развивающей предметно – пространственной среды, как фактор художественно – эстетического развития детей раннего возраста..

Размер файла: 10,5 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.